Онлайн-рынок искусства в 2017 году вырос на 12%, но отрасли не хватает прозрачности – эксперты



3 Мая 2018

Компания Hiscox, один из крупнейших мировых страховщиков искусства, совместно с лондонской исследовательской фирмой ArtTactic, опубликовали ежегодный отчет, посвященный рынку онлайн-торговли предметами искусства.

По данным исследования, за 2017 год онлайн-рынок искусства вырос на 12%, до $4,22 млрд. Однако, эксперты отмечают, что нехватка прозрачности и доверия на Интернет-арт-рынке может способствовать его стагнации – конкуренция между различными торговыми платформами замедляет рост отрасли.

«С 2013 по 2015 год цифровой арт-рынок рос на 20–25% ежегодно, но в последние два года мы наблюдаем замедление, которое, вероятно, связано с трудностями, встающими перед индустрией в борьбе за расширение рынка и наращивание базы онлайн-клиентов», — говорится в отчете.

Обзор Hiscox 2018 также включает в себя рейтинг наиболее популярных среди покупателей онлайн-платформ для торговли искусством: возглавил список Christie’s Live, оставив позади Artsy, Sotheby’s и Artnet. При этом максимальный рост продаж показал далласский аукционный дом Heritage Auctions: с $348,5 млн в 2016 году до $438,3 млн в 2017-м.

Авторы исследования указывают, что сегодня онлайн-потребители могут без каких-либо сложностей сравнивать стоимость различных произведений искусства и понимают, как формируется «цена», и в этих условиях повышение информированности и укрепление доверия со стороны онлайн-покупателей – непростая, но необходимая задача для рынка.

Основатель компании ArtTactic Андерс Петтерсон считает, что только в этом случае удастся избежать застоя на онлайн-рынке, создать условия для его дальнейшего развития и увеличения числа клиентов.

Необходимость повышения прозрачности рынка и всех его механизмов доказывают и результаты опроса, приведенные в документе: 73% участников опроса сказали, что им хотелось бы иметь доступ к информации о соотношении цен. «Благодаря сочетанию технологий Big Data и искусственного интеллекта можно разработать более продвинутые методы определения стоимости объекта», — заключают авторы отчета.

В исследовании также приводятся ожидания и прогнозы онлайн-покупателей, что ждет рынок онлайн-торговли искусством в ближайшие пять лет. На этот счет мнения разделились: четыре респондента из десяти полагают, что рынок сузится до нескольких всемирных платформ; другие считают, что рынок может подорвать какой-нибудь внешний игрок вроде Amazon.

Около 52% покупателей, приобретавших в минувшем году искусство в Сети, говорят, что собираются покупать еще в ближайшие 12 месяцев; 13% из 130 опрошенных дилеров и галерей ожидают, что в новом году онлайн-продажи вырастут на 30%.

Эксперты не обошли вниманием и влияние на арт-рынок криптовалют, таких как биткоин. В обзоре отмечается, что блокчейн, возможно, и не поможет справиться отрасли со всеми ее проблемами, тем не менее в успешном будущем онлайн-торговли искусством не приходится сомневаться.

«В прошлом году все были одержимы технологией блокчейн, и многие заявляли, что она поможет рынку справиться со всеми его проблемами», — пишет Роберт Рид, заведующий в Hiscox отделом искусства и частных клиентов. –– 19% опрошенных представителей онлайн-платформ ожидают, что эта сфера будет одной из самых конкурентных в следующем году».

Источник