Сила интернета: особенности арт-рынка в цифровую эпоху



23 Сентября 2019

Что больше всего интересует представителей поколения Y и как аукционные дома завоевывают интернет-пространство? Читайте в материале «РБК Стиль».

Если еще пять лет назад продажи произведений искусства через интернет и социальные сети казались чем-то фантастическим и плохо реализуемым, прежде всего потому, что специалисты считали, что потенциальным покупателям невозможно оказать достойный сервис, используя новые технологии, то сегодня все с точностью до наоборот. По оценке страховой компании Hiscox, рынок онлайн-продаж искусства в 2016 году достиг отметки в $3,75 млрд, показав 15%-ный рост по сравнению с 2015-м. При этом на долю традиционных аукционных домов пришлось 19% этой суммы, или $712,5 млн. В том же 5-м ежегодном отчете «Продажи искусства в интернете» количество покупателей, которые за 12 месяцев прошлого года приобретали произведения искусства больше одного раза, увеличилось до 65% против 63% в 2015-м. Большинство продаж при этом пришлось на произведения искусства стоимостью менее $5 тыс.

Несмотря на активное развитие различных небольших платформ с онлайн-аукционами и прочих онлайн-инструментов вторичного рынка (Paddle8, ArtList, Artfinder и другие), в том числе и проектов, построенных по модели аукционных агрегаторов, вроде Invaluable, главная перспектива по существенному наращиванию продаж, по мнению специалистов Hiscox, ждет все же онлайн-подразделения традиционных аукционных домов. Следует также отметить, что эту перспективу видят и управляющие большими аукционными домами — доля торгов, которые проводятся исключительно онлайн, постоянно увеличивается по сравнению с предыдущими годами. А Phillips и Heritage Auctions, к примеру, также заключили партнерское соглашение с крупной онлайн-платформой Artsy, в число учредителей которой входит Даша Жукова, — теперь ставки на лоты некоторых аукционов можно делать не только на аукционном портале и через приложение, но и на платформе-агрегаторе.

Здесь стоит упомянуть больше про опыт Phillips, который стал передовым в области внедрения новых технологий. Им была разработана новая онлайн-платформа для торгов: клиенты могут воспользоваться ею на стационарном компьютере, планшете или телефоне. Ее главные качества — максимальное приближение процесса онлайн-биддинга к офлайновым торгам. Так, редактор управляет четырьмя камерами, расположенными в зале, где идут торги, чтобы опыт участия клиента, находящегося вне стен аукционного дома, был полон. Особые разработки велись и в области передачи изображения и звука: теперь клиент может видеть высококачественные видео, картинки, а также слышать все то, что происходит в зале. Говоря о цифрах, представители аукционного дома отмечают 300%-ный рост регистраций на торги с середины 2015 по середину 2016 года, а в первой половине 2017 года объем покупок онлайн вырос на 37% по сравнению с таким же периодом в 2016-м. В конце весны Phillips также запустил возможность делать ставки на предстоящие торги: теперь можно не просто оставлять определенную сумму заранее, но и менять ее значение, а также получать оповещения о приближающихся торгах и о перекрытых ставках.

В продвижении и продажах — прямо и косвенно — продолжает расти значение соцсетей. При этом лидерство здесь с большим отрывом завоевывает Instagram: 57% опрошенных галерей считают, что эта платформа позволяет им повышать узнаваемость, а 35% — что она также помогает в продажах (против 42 и 7% у Facebook соответственно). Активному продвижению своих аккаунтов в Instagram уделяют внимание и аукционные дома. У Sotheby’s рост количества подписчиков с марта 2016 по 2017 год составил 102%, у Phillips — 83%, у Christie’s — 78%. Это свидетельствует также о стабильно растущем интересе у пользователей к контенту, который так или иначе связан с искусством.

В этом году портал ArtTactic провел очередное исследование, в нем приняли участие 758 респондентов, которые хотя бы раз купили произведение искусства за год. Наибольший интерес составляют ответы представителей так называемого поколения Y (те, кому 20-35 лет, или «миллениалы»), это 37% всех опрошенных.

Главной мотивацией для покупки среди опрошенных стали получаемые эмоции и вообще любовь к искусству (этот фактор отметили 95% респондентов), а также возможность возврата инвестиций, то есть заработка при последующей продаже (56%), статусный момент (52%) и желание быть частью арт-сообщества (44%).

Развитие технологий позволяет аукционным домам становиться все ближе к клиентам: они ведут Instagram, где в легкой к восприятию манере показывают жизнь до и во время торгов; разрабатывают приложения и системы, которые позволяют чувствовать себя сопричастным процессу торгов, испытывать практически те же эмоции, что и люди, которые находятся непосредственно в зале; работают над тем, чтобы клиент всегда чувствовал себя окруженным должным вниманием. Исчезнут ли «живые» аукционы в ближайшие годы? Не думаем. Но одно можно сказать наверняка: принимать участие в них из любой точки на карте в любой момент времени будет удобнее и приятнее.

Источник новости