Директор УПРАВИС Эрик Вальдес-Мартинес: Особенности использования объектов ИЗО и фотографий в СМИ, социальных сетях и иных источниках распространения информации



2 Июня 2022

Сегодня кажется совершенно обыденным делать фотографии исторических памятников, городских скульптур, художественных картин в музеях. Все перечисленные произведения относятся к объектам изобразительного искусства. Вместе с тем мало кто задумывается, насколько правомерно впоследствии использовать снятые фотографии: можно ли их размещать в социальных сетях на своих персональных страницах? Допустимо ли печатать такие фотографии в средствах массовой информации? Можно ли производить на основе этих снимков товары широкого потребления (футболки, брелоки, значки, открытки и т.п.) и т.д.?

Как выясняется, с точки зрения действующего законодательства все не так просто. В последнее время отмечается возросшее количество судебных дел по данной проблематике. Этот вопрос стал предметом обсуждения на одном из заседаний Научно-консультационного совета Суда по интеллектуальным правам.

Некоторым странам известен такой режим свободного использования произведений ИЗО, как panorama exception, или freedom of panorama, который предполагает бездоговорное использование произведений ИЗО, т.е. без разрешения авторов (правообладателей), которые постоянно находятся в общественных местах.

Гражданский кодекс РФ также предусматривает свободное использование произведений ИЗО, которые от крыто расположены в общественных местах: парки, улицы, музеи и т.д. Вместе с тем свободное использование путем воспроизведения и распространения, в том числе на фотографии, возможно лишь при соблюдении определенных условий. В противном случае пользователю необходимо обращаться за разрешением к правообладателю.

Кроме того, в случаях если объект, в котором выражено произведение ИЗО (картина, скульптура, гравюра и т.п.), принадлежит на праве собственности музею, включен в состав Музейного фонда Российской Федерации и находится в музеях Российской Федерации, также необходимо запрашивать разрешение у музея. Несоблюдение этих требований приводит к нарушению прав как правообладателей, так и музеев.

Особенности воспроизведения и распространения произведений ИЗО в СМИ, социальных сетях и иных источниках распространения информации проанализировал в своей статье директор Ассоциации УПРАВИС, старший научный сотрудник Института права цифровой среды НИУ ВШЭ, преподаватель Российской государственной академии интеллектуальной собственности Эрик Вальдес-Мартинес.

Полный текст статьи:
https://www.hse.ru/data/2022/05/04/1844681831/40.tis-2022_1.pdf#page=100