УПРАВИС
Любите искусство, уважайте автора!
Copyright © КОПИРАЙТ 2000-2024
Пользовательское соглашение
В Майами прошла крупнейшая ярмарка современного искусства Miami Art Basel, объединившая более 77 тысяч художников, знаменитостей, инвесторов и поклонников искусства.
В этом году большинство деловых мероприятий и панелей были посвящены блокчейну: после ошеломительного успеха блокчейн-аукциона Christie’s и токенизации работы американской художницы Ив Суссман, международная площадка Art Basel не могла оставить технологию без внимания.
Так, в рамках ярмарки состоялась дискуссия под названием «Какие проблемы арт-индустрии может решить блокчейн?». В обсуждении приняли участие со-основательница проектов Furtherfield/DECAL из Лондона Рут Кэтлоу, со-основатель Cryptopunks из Нью-Йорка Мэтт Холл и берлинский художник Харм ван дер Дорпель.
Эксперты рассмотрели, каковы социальные и политические последствия использования децентрализованных сетей, является ли блокчейн надежным источником сбора средств и как художники используют эту технологию в своей практике.
Берлинский художник и основатель онлайн-галереи Харм ван дер Дорпель отметил, что токенизация может решить проблему владения предметами искусства.
«Когда пользователи покупают музыку или книги на платформах Apple или Amazon, они не могут быть уверены в том, что это навсегда», – сказал он, напомнив, как Amazon удалил издание писателя Джорджа Оруэлла, никак не предупредив пользователей. По мнению г-на Дорпеля, благодаря использованию блокчейна «отозвать» владение будет уже нельзя.
В свою очередь, Рут Кэтлоу подчеркнула, что подтверждение подлинности, автоматизация координации между участниками рынка и системы управления интеллектуальными правами, прозрачность и невысокие транзакционные издержки – это те преимущества, которые могут кардинально изменить сферу искусства. Кроме этого, Рут Кэтлоу верит, что блокчейн сблизит международные и местные арт-сообщества, а также художников разных поколений. В своих проектах Рут экспериментирует с системой голосования, чтобы мнение каждого участника арт-мира было услышано и записано не неизменяемом реестре.
Профессионалы сошлись во мнении, что блокчейн может оказать огромное влияние на дальнейшее развитие сферы искусства, однако для того, чтобы технология стала частью отраслевой инфраструктуры, арт-рынок должен видеть конкретные бизнес-модели и решения, которые легко внедрять и применять в повседневной работе.
Напомним, что в прошлом месяце легендарный аукционный дом Christie’s побил рекорды, продав картины из коллекции «Американская обитель»: коллекция Барни А. Эбсуорта» за 323,1 млн долларов, также став первыми в мире искусства, кто записал такое количество арт-сделок на блокчейне.
В октябре Christie’s сообщил о подписании партнерского соглашения с компанией Artory для тестирования блокчейн-технологии, с помощью которой сотрудники планировали записывать транзакции проводимых аукционов в зашифрованном и безопасном виде. В результате, каждый лот и транзакция аукциона были зарегистрированы на блокчейн-платформе Artory, а для каждого предмета коллекционирования был создан цифровой сертификат транзакции.
Ранее этим летом Christie’s собрал экспертов из таких компаний, как ConsenSys, Cryptopunks, Deloitte, KPMG, Clifford Chance, Victoria & Albert Museum, The Serpentine Galleries, Bloomberg и The Financial Times, чтобы обсудить токенизацию предметов искусства и коллекционирования.
Британская художница Ив Суссман поделилась своим опытом на конференции в Сан-Франциско, где рассказала о продаже работы «89 секунд в Альказаре». Видеоинсталляция была разделена на 2304 атома, каждый из которых был продан примерно за 100 долларов в криптовалютах и представляет из себя фрагмент ее творения. Для того, чтобы работу можно было посмотреть вновь, все владельцы должны будут достигнуть консенсуса, что представляет собой совершенно новый взгляд на коллективное владение предметом искусства.
В сентябре 2018 года на децентрализованном арт-аукционе впервые был продан лот из числа всемирно известных произведений искусства — «14 маленьких электрических стульев» Энди Уорхола. По мнению экспертов, с одной стороны, токенизация предметов искусства может казаться демократизацией, с другой – предметом дискуссий остается то, что вы не можете повесить часть картины Уорхола на стену.