Лариса Васильева: Оцифровка предметов искусства - тоже искусство



Лариса Васильева: Оцифровка предметов искусства - тоже искусство

С марта 2024 года УПРАВИС выступает информационным партнером IPQuorum, который совместно с музеем-заповедником «Усадьба «Мураново» и Российским государственным художественно-промышленным университетом им. С.Г.Строганова реализуют проект оцифровки части музейной коллекции. Проект осуществляется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

В рамках проекта по авторской методике создаются 3D-образы предметов из богатейшей коллекции знаменитой усадьбы. Цифровые двойники мурановских раритетов сослужат хорошую службу не только специалистам – экспозиционерам, музеологам, реставраторам, - но и поклонникам виртуальных экскурсий. Именно такой способ знакомства с музеем зачастую вдохновляет людей отправиться в настоящее путешествие, чтобы увидеть, как все выглядит на самом деле.

Одним из первых региональных музеев, приступивших к оцифровке собственных экспонатов, стал Чувашский государственный художественный музей. УПРАВИС на своих страницах публикует часть интервью с Ларисой Васильевой, заведующей отделом учета Чувашского государственного художественного музея (ЧГХМ), кандидатом искусствоведения, заслуженным работником культуры Чувашской республики.

Лариса Николаевна, ваш музей приступил к оцифровке коллекций в начале 2000-х. Как обстоят дела сегодня?

Лариса Васильева: Первый цифровой фотоаппарат мы приобрели в конце 1999 года, долго разбирались в сути процесса и первые фотографии начали делать уже в 2000-м. Тогда такие снимки качались почти чудом, а для сегодняшнего дня у них слишком маленькое разрешение, и нам приходится постепенно заменять их, переснимая в более высоком качестве. В первую очередь это касается тех предметов, изображения которых необходимы для нашей полиграфической продукции, для размещения в СМИ и представления на научных форумах, где наши сотрудники выступают с докладами. Несколько лет назад музей приобрел мощный сканер, а в ближайшее время планируем купить и более совершенный фотоаппарат. Техника идет вперед, и требования к изображениям растут.

Насколько остро стоит проблема технического оснащения музея?

Л.В.: Поначалу даже компьютеров на всех сотрудников не хватало. Они приходили к нам в отдел учета и работали строго по графику, каждый в свои часы. Постепенно количество компьютеров увеличилось, их объединили в локальную сеть, а теперь назрела необходимость создать единую внутримузейную сеть для всех наших четырех зданий, чтобы у всех сотрудников был доступ к нашей базе данных прямо со своих рабочих мест и не нужно было бы бегать по кабинетам коллег, тем более из здания в здание.

Оцифровка экспонатов требует не только современной техники, но и соответствующих навыков. Музейщикам приходится осваивать новую специальность в дополнение к уже имеющейся?

Л.В.: К счастью, в ЧГХМ есть профессиональный фотограф с высшим художественным образованием, постоянно работающий с нашими экспонатами. Она следит за новыми тенденциями в фотоделе, повышает квалификацию, так что в нашем музее оцифровка, как говорится, в надежных руках. Но далеко не каждый музей может себе позволить иметь в штате высококлассного специалиста. Фотографы "со стороны", как правило, не понимают специфики съемки музейных предметов. Впрочем, на оплату их работы в музейном бюджете все равно денег нет. А штаты у многих музеев, особенно краеведческих, буквально крошечные, так что на нескольких сотрудниках, а порой и всего на одном, лежит весь груз основных обязанностей – научная и экскурсионная работа, хранение фондов, поддержание порядка в экспозиционных залах и т.д. Времени на то, чтобы еще и фотосъемкой экспонатов заниматься, крайне мало. Не говоря уже о том, что им еще приходится осваивать фотографические премудрости – искать нужный ракурс, выставлять свет. Это если в музее есть цифровой фотоаппарат, а ведь зачастую все снимается на обыкновенный смартфон, который нужного разрешения дать не может. В любом случае, "любитель" никогда не сравнится с профессионалом. Оцифровка предметов искусства – тоже искусство.

Каким вам видится решение проблемы?

Л.В.: Было бы здорово, если бы музеи могли приглашать для оцифровки собраний команду специалистов, оснащенных соответствующей аппаратурой. Они бы занимались только этим, что позволило бы не отвлекать сотрудников от основных обязанностей и музей жил бы обычной жизнью. Так работа шла бы значительно быстрее. Количество единиц хранения даже в очень небольшом музее порой исчисляется десятками тысяч. К примеру, в нашем филиале – мемориальном музее-квартире народного художника Чувашии Моисея Спиридонова – почти десять тысяч экспонатов. И там оцифровка еще не завершена. Можете представить масштаб работы во всем ЧГХМ? А в целом по стране? По правде говоря, многие музейщики сомневаются в том, что им удастся закончить оцифровку своих собраний в срок, несмотря на то, что Министерство культуры держит процесс на контроле достаточно строго.

Похоже, в обеспечении "цифрового перехода" кадровая проблема - самая острая?

Л.В.: Да, наряду с финансовой. Некоторые музеи привлекают студентов соответствующих специальностей или волонтеров, но и здесь есть свои подводные камни. Во-первых, студентов, тем более волонтеров, могут просто не допустить в спецхраны и закрытые коллекции - туда порой не всех специалистов пускают. Во-вторых, зачастую музейные сотрудники, особенно с большим стажем, опасаются доверять экспонаты непрофессионалам. Как ни крути, но студенты дипломированными специалистами не являются и опыта в обращении с музейными предметами у них маловато. Ясно одно: многим музеям своими силами с оцифровкой коллекций не справиться. Им нужна квалифицированная помощь и как можно скорее – времени остается все меньше. Между тем Каталог Музейного фонда для нашей необъятной страны имеет особую ценность – это не только один из эффективных механизмов создания единого культурного пространства, но и своего рода "капсула времени", адресованная нашим потомкам.

Текст 3_УПРАВИС.jpg

30.04.2024