УПРАВИС
Любите искусство, уважайте автора!
Copyright © КОПИРАЙТ 2000-2024
Пользовательское соглашение
Пока одни эксперты спорят о том, как скоро рванет экономический пузырь, раздувшийся на фоне стремительного роста биткоина в конце 2017 года (сейчас он чуть-чуть сдал позиции и стоит всего $6 тыс.), другие активно внедряют и используют технологию. Так, например, в конце июня на платформе Maecenas прошел один из первых в мире криптоаукционов, топ-лотом которого стала шелкография Энди Уорхола «14 маленьких электрических стульев». Как же блокчейн меняет арт-рынок и наши представления о нем?
Одним из главных препятствий для крупных инвесторов является непрозрачность арт-рынка. Как утверждает Лаура Паттен, финансовый консультант из консалтинговой компании Deloitte, в 87% случаев преступления, связанные с подделкой произведений искусства, которые ФБР расследовало за последние тридцать лет, совершали инсайдеры арт-рынка.
О том, что блокчейн вскоре изменит правила игры, говорят ровно столько, сколько эта технология существует, то есть почти десять лет. И неспроста – это быстро, безопасно и может в два счета решить проблему подлинности выставленных на продажу произведений: база данных на основе блокчейна позволяет отслеживать каждую сделку вне зависимости от того, купили вы работу Пикассо или биткоин.
Первый в мире криптоаукцион прошел 20 июня на платформе Maecenas. Она представляет собой онлайн-галерею, специализирующуюся на искусстве 1840–1990 годов. Год назад, когда проект только запускался, сообщалось, что у него есть договоренности с тридцатью коллекционерами, готовыми выставить на криптоторги своих Моне, Пикассо, Джакометти, Бранкузи и Бойса. Представители Maecenas гарантировали всем пользователям сервиса быстрый доступ, надежность и прозрачность каждой сделки. Чтобы выставить произведение на криптоаукцион, его цену необходимо перевести в токены – единицу стоимости, выпущенную частной организацией в системе блокчейн – и фактически разобрать по кусочкам. Технология предполагает долевое владение произведением искусства.
Топ-лотом аукциона Maecenas стала шелкография Энди Уорхола «14 маленьких электрических стульев», которая оценивается в $5,6 млн. Ею владеет Элиза Дадиани – основательница лондонской галереи Dadiani Fine Art и инвестиционной компании Dadiani Syndicate, а также настоящая фанатка криптоиндустрии. Не так давно Дадиани запустила собственную валюту Dadicoin, а ее галерея уже несколько лет принимает в качестве оплаты такие криптовалюты, как биткоин, эфириум, дэш и лайткоин. Участникам предложили выкупить 49% стоимости картины – контрольный 51% остался у Дадиани. Разумеется, реального Уорхола никто не получил – покупателям достались лишь цифровые сертификаты, подтверждающие право собственности. Теперь владельцы могут держать их в качестве инвестиций или торговать на бирже Maecenas.
Популярность блокчейн-технологии на арт-рынке в первую очередь обусловлена ее безопасностью. Используя криптовалюту, инвесторы снижают транзакционные издержки, связанные с проблемой подлинности произведения и авторских прав на него. К тому же, покупка работы «по кускам» может быть выгодна тем, кто не готов раскошеливаться на традиционном аукционе и покупать произведение целиком. Как предполагается, технология даже может защитить цифровое искусство от создания пиратских копий благодаря механизму аутентификации.
При этом Марсело Гарсия Касил, соучредитель и исполнительный директор платформы Maecenas, признает, что установить подлинность нового для крипторынка произведения по-прежнему могут только эксперты. Однако после того, как информация будет записана на блокчейне, необходимость повторять этот процесс при каждой сделке отпадет.
О будущем «взрыве на арт-рынке» говорит и Авторское общество художников и дизайнеров (DACS) в докладе The Art Market 2.0. Ученые утверждают, что технология блокчейн может «изменить баланс сил на арт-рынке», превратив искусство в востребованный финансовый актив.
Но есть эксперты, которые утверждают, что арт-рынок едва ли превратится в Уолл-стрит в ближайшее время. «Я не думаю, что искусство можно рассматривать как актив. Это игрушки для богатых людей», — заявил бельгийский коллекционер Ален Серве на конференции в аукционном доме Phillips.
С криптовалютой мир искусства заигрывает уже довольно давно. В 2015 году Австрийский музей прикладного искусства (МАК) первым в мире приобрел работу голландца Харма ван ден Дорпела «Слушатели мероприятия» за биткоины. Он один из ключевых авторов постинтернет-поколения, который переносит логику языков программирования на скульптуру, графику и дизайнерские объекты. С точки зрения формы работа «Слушатели мероприятия» представляет собой скринсейвер, и это одно из самых ярких на данный момент произведений, созданных на основе блокчейна.
Для подтверждения подлинности произведений искусства впервые блокчейн начала использовать платформа Verisart. Сейчас она работает как с известными авторами, вроде Шепарда Фейри, так и с молодыми художниками, сделавшими себе имя на криптоискусстве. Среди них – CryptoGraffiti. Стрит-артист рисует на улицах адрес своего криптокошелька, собирая пожертвования на нужды уличного искусства – разумеется, в биткоинах.
Не менее любопытен партизанский опыт художника Кевина Абоша. Для проекта IAMA Coin он создал сотню блокчейн-адресов, которые привязаны к его «авторской» валюте, и поместил их в ампулы с собственной кровью. Так, физическое произведение теперь не существует в отрыве от виртуального, и наоборот. По мысли художника, их ценность так же тяжело рассчитать, как и ценность каждого отдельного человека. «В криптомире мы встречаем людей, которые разбрасываются миллионами ничем не обеспеченных коинов, но при этом не могут понять, почему произведение искусства – это тоже ценность», – заявил художник.
Отсутствие регулирующих крипторынок законов все еще отпугивает от него потенциальных игроков, однако это не останавливает стремительно множащиеся стартапы, создатели которых стремятся внедрить новую технологию в художественную среду. Насколько это целесообразно с экономической точки зрения, пока что никто сказать не может. Зато художественная ценность экспериментов с криптоискусством уже очевидна.