УПРАВИС
Любите искусство, уважайте автора!
Copyright © КОПИРАЙТ 2000-2024
Пользовательское соглашение
В начале июня в Муниципальном музее Гааги сотрудники при подготовке к выставке работ Клода Моне сделали интересное открытие. Реставратор Рут Хоппе при осмотре картины «Глицинии» заметила небольшие повреждения от осколков стекла в результате бомбардировок во время Второй мировой войны. Сделав рентгеновский снимок, Хоппе увидела поразительную вещь: под «Глициниями» оказался другой слой с изображением водяных лилий.
«Кувшинки» – одна из самых знаменитых серий Клода Моне. Многие работы из этой серии висят в лучших музеях мира или перепродаются на аукционах по многомиллионной цене. Сотрудники музея в беседе с The New York Times высказали предположение, что возможно, это последнее изображение кувшинок Моне.
Картина с «двойным изображением» написана между 1917 и 1920 годами, уже под конец жизни Моне, когда он уже был известным и востребованным художником, и вряд ли он использовал один и тот же холст для разных картин в целях экономии. Хоппе также предполагает, что Моне, скорее всего, хотел поэкспериментировать с переходом от изображения кувшинок до глициний, но в итоге остановился на полном изображении глициний.
В истории искусства было немало случаев, когда известный живописный образ на самом деле является не тем, чем кажется. Художники перекрывали, скрывали или перерисовали детали, а иногда даже целые картины по разным причинам. Поедставляем вашему вниманию подборку известных картин, чьи первоначальные слои содержали другой сюжет, и расскажем про причины правок.
1. Винсент Ван Гог, «Лоскут травы»
Написанная в 1887 году картина изображает пейзаж с травяным и цветочным зеленым полем. Однако в 2008 году при помощи рентгенофлуоресцентного анализа ученые из Университета Антверпена обнаружили изображение головы женщины.
В те годы Ван Гог как раз часто писал портреты крестьянок. На самом деле треть всех картин голландца написана поверх использованных холстов. Скорее всего, бедность не позволяла Ван Гогу писать на новых холстах.
2. Франсиско Гойя, «Портрет дона Рамона Сатуэ»
«Портрет дона Рамона Сатуэ» испанского живописца Франсиско Гойи изображает испанского судью Рамона Сатуэ. Эта картина датируется 1823 годом, хотя, проведя тот же рентгенофлуоресцентный анализ, ученые из Университета Антверпена выявили, что Гойя работал над картиной еще в 1810-е годы, правда, то был портрет совсем другого человека.
В 1810-е годы наполеоновские войска завоевали Испанию, и Бонапарт сделал своего брата Жозе королем Испании. Судя по одежде, на фигуре первоначального портрета Гойя изобразил или французского генерала, или самого Жозе Бонапарта. В 1813 году французы были изгнаны из Испании, и на испанский трон вернулся Фердинанд VII. Хранение портрета французского генерала уже во времена испанского правления стало опасным для Гойи, поэтому поверх первоначального портрета он написал испанского судью.
3. Ян Вермеер, «Девушка, читающая письмо у открытого окна»
Как и с «Глициниями» Моне, в этом году ученые выявили новые детали одной из вермееровских картин. На его работе «Девушка, читающая письмо у открытого окна» все это время была скрыта одна деталь. С помощью различных анализов и рентгена ученые обнаружили замазанное изображение купидона на пустой стене еще в 1979. Эксперты предположили, что это сам художник внес правки.
Правда, в 2017 году удалось доказать, что это было сделано после смерти Вермеера консервативным владельцем картины, который не хотел присутствия обнаженного купидона. В этом году сотрудники Дрезденской картинной галереи, где хранится работа, сумели скальпелем снять слой краски с амура. Наличие этого персонажа меняет атмосферу картины. До этого от единственной фигуры девушки исходило одиночество, но присутствие купидона представляет работу в более романтическом свете.
4. Кузьма Петров-Водкин, «Натюрморт с сиренью»
«Натюрморт с сиренью» Кузьмы Петрова-Водкина стал известен каждому после того, как приобрел звание самой дорогой картины в истории русских торгов на аукционе Christie's 3 июня 2019. Во время анализа работы специалистами аукционного дома была обнаружена вторая дата, написанная рукой художника в углу картины. Причем, подпись перевернута, а это указывает на то, что для натюрморта художник выбрал уже использованный холст.
При съемке в инфракрасном свете под натюрмортом обнаружили незаконченную «Мадонну с младенцем» (рисунок этой работы хранится в одной частной коллекции).
Предположительно, Петров-Водкин перекрыл изображение Мадонны под влиянием политического строя. В 1928 году, через год после начала работы над картиной, художнику поступило предложение выставиться в Институте Карнеги в США в 1929 году. Более подходящим сюжетом для советского творчества сочли натюрморт с изображением граненого стакана с сиренью, рядом с журналом «L’Art Vivant».
5. Амедео Модильяни, «Портрет девушки»
Исследователям британского музея Тейт Модерн, благодаря проведенному рентгеновскому анализу, удалось обнаружить находящийся и скрытый от публики портрет бывшей любовницы итальянского художника Амадео Модильяни. «Портрет девушки», написанный в 1917 году, изображает молодую женщину, чье имя остается неизвестным, в то время как личность персонажа, изображенная на скрытом первом слое полотна, представляет британскую поэтессу и писательницу Беатрису Хастингс.
Она являлась музой и любовницей Модильяни в период с 1914-1916 годы. Их отношения были короткие, но очень бурные. Они познакомились в Париже и были очень капризной и дикой парой. Беатриса не раз позировала для своего возлюбленного, сохранилось множество ее портретов. Однако после расставания Модильяни решил заставить исчезнуть возлюбленную не только из своей жизни, но и со своих холстов – посредством покрытия их новыми сюжетами.