УПРАВИС
Любите искусство, уважайте автора!
Copyright © КОПИРАЙТ 2000-2024
Пользовательское соглашение
Французские исследователи пришли к выводу, что Леонардо да Винчи писал «Мону Лизу» с помощью выполненного в особой технике наброска. Они предположили, что оригинал мог сохраниться и использоваться для создания многочисленных копий картины.
«Мона Лиза» создавалась да Винчи поверх наброска, выяснили исследователи из Университета Пуатье и французской компании Lumiere Technology, специализирующейся на мультиспектральной фотографии. Новость об этом уникальном открытии была опубликована в Journal of Cultural Heritage.
Также были проведены дополнительные исследования, благодаря которым обнаружились и другие особенности картины, такие как перекраска пальцев левой руки, конструктивные детали подлокотников, завязки под вуалью на левом плече. Однако о том, что картина написана по наброску, было объявлено впервые.
Один из авторов исследования Паскаль Котт рассказал, что данное открытие было осуществлено с помощью его уникального изобретения — новой высокочувствительной многоспектральной камеры с очень высоким разрешением. «Я разработал технологию, способную обнаруживать свет, отраженный на 13 длинах волн. За основу я взял метод инфракрасной фотографии, который ранее уже использовался, чтобы выявить детали, спрятанные под поверхностью картин. В 2004 году я сделал более 1650 снимков "Моны Лизы", чтобы детально изучить их все, мне понадобилось 15 лет», — объясняет Паскаль Котт.
Новая технология сочетания инфракрасной фотографии и инфракрасной рефлектографии способна обнаруживать свет, отраженный на 13 длинах волн. За основу был взял метод инфракрасной фотографии, который ранее уже использовался, чтобы выявить детали, спрятанные под поверхностью картин.
«Оптическая система позволяет нам видеть очень мелкие детали, а высокая чувствительность обеспечивает очень высокое усиление низкого сигнала, — говорит Котт. — Спольверо на лбу и руке выдает следы наброска».
Спольверо — это древняя итальянская техника, при которой контур рисунка переносится на холст, стену или другую поверхность с помощью наполненного темным порошком (например, древесным углем) полотняного мешочка, который прикладывают к прижатому к поверхности перфорированному эскизу на бумаге или пергаменте. Порошок проникает через проделанные на бумаге отверстия, оставляя контуры рисунка в виде образованных мелкими точками линий.
«Обнаружение спольверо неудивительно, — пишут авторы работы. — Этот метод преподавался в мастерской, где учился да Винчи, и его применение замечено в других его работах».
Более ранние исследования показали, что да Винчи использовал спольверо для создания других своих известных картин, например «Дамы с горностаем», «Портрета Джиневры де Бенчи» и «Прекрасной Ферроньеры». Но на «Моне Лизе» обнаружить следы спольверо удалось впервые. Важное открытие позволяет говорить о том, что где-то сохранился и сам набросок, сделанный рукой Леонардо да Винчи, и, вероятно, поза Моны Лизы на нем другая. По проявленному наброску видно, что да Винчи внес коррективы в окончательную композицию.
Среди причин, придающих важность открытию, есть такие факты, как то, что использование спольверо при создании «Моны Лизы» продемонстрировано впервые; теперь существование изначального наброска на картоне, который мог затем неоднократно копироваться, научно доказано, а также что будет расширена база данных о технике работы да Винчи (например, точное расстояние между отверстиями, черные точки, ширина и характер карандашной линии).
Исследования Котта выявили и другие до сих пор скрытые детали. Например, над головой Моны Лизы можно заметить следы, которые могут быть наброском заколки. Во Флоренции во время написания картины такие заколки уже вышли из моды, что стало причиной отсутствия украшения на финальном варианте работы.
Паскаль Котт уверен: «Картина была не столько портретом, сколько аллегорической работой или изображением нереальной женщины, похожей на богиню».
Несколько лет назад французские ученые из Лувра провели послойное рентгенофлуоресцентное сканирование «Моны Лизы». Они заявили, что смогли разгадать тайну техники сфумато, которая делает картины да Винчи такими правдоподобными. Техника подразумевает смягчение очертаний фигур и предметов, которое позволяет передать окутывающий их воздух.
Как выяснилось, да Винчи был способен наносить слои краски толщиной всего в пару микрон, общая толщина слоя не превышала 30-40 микрон.
Сочетание слоев разной толщины и цветности создает объем на картине, а эффект размытого контура рисунков и делает их такими реалистичными, отметили исследователи.