«Точка отсчета – «Черный квадрат»: в ГЭС-2 Казимира Малевича назвали отцом совриска



13 Июля 2024

Главная выставка Москвы этого лета — «Квадрат и пространство» в Доме культуры «ГЭС-2» российского миллиардера Леонида Михельсона. Бесплатная для зрителей экспозиция объединяет художественные достижения ХХ–ХXI веков. Суть экспериментального проекта раскрывает его подзаголовок: «От Малевича до ГЭС-2». Масштабная выставка исследует влияние самого известного творения мастера — «Черного квадрата» — на мировое изобразительное искусство.

Необычный проект придумал Франческо Бонами — известный арт-деятель, куратор 50-й Венецианской биеннале, редактор журнала Flash Art. Он и реализовал его вместе с экс-директором Третьяковской галереи Зельфирой Трегуловой внутри бывшей ГЭС-2. Урбанистическое здание в центре Москвы с конца 2021 года действует как многофункциональный арт-комплекс, а на время выставки стало храмом альтернативной истории совриска и его духовного отца — Казимира Малевича.

«Точкой отсчета становится знаменитый „Черный квадрат“, наверное, самое радикальное художественное высказывание прошлого столетия, — напутствует публику Трегулова через аудиогид. — Выставка рассказывает о том, как открытия Малевича повлияли на весь дальнейший ход развития искусства. Она ярко представляет реальные достижения русского авангарда, показывает перелом в искусстве ХХ века — от отражения явлений мира в искусстве до конструирования собственного мира. Этот путь был естественным для отечественных мастеров: глубинная философия всегда была основой их творчества».

Впрочем, русскими полотнами экспозиция не ограничена. Шедевры Малевича, Ивана Айвазовского, Иллариона Прянишникова разбавляют картины Архипа Куинджи, Фрэнсиса Бэкона, Пабло Пикассо, Энди Уорхола и других культовых зарубежных авторов. Так что зритель видит срез мирового новейшего искусства сквозь призму отечественной традиции. Взгляд нетривиальный, да и в целом собрать столь разнообразный арт-сет в нынешних реалиях — большая удача: можно разом познакомиться и с супрематизмом, и с символизмом, и с кубизмом, и с другими «измами». Пространство населяют около сотни полотен из частных коллекций и ведущих государственных музеев страны — Третьяковки, Эрмитажа, Русского музея, Всероссийской библиотеки иностранной литературы и региональных галерей, включая картину Василия Кандинского из Государственного музея изобразительных искусств РТ. Многие произведения приехали в Москву впервые.

Подробнее