УПРАВИС рассказал художникам о праве следования



21 Апреля 2015

Круглый стол на тему «Коллективное управление в сфере права следования», организованный НП «Партнерство по защите и управлению правами в сфере искусства» (УПРАВИС), прошел в рамках VIІI Международного Форума «Интеллектуальная собственность - XXI век» в конференц-зале газеты «Культура» 21 апреля 2015 года.

Модератором и ведущим форума выступил директор департамента международных связей НП «УПРАВИС» Эрик Вальдес-Мартинес. В дискуссии приняли участие деятели искусства – художники, скульпторы и другие лица, заинтересованные в охране произведений. Представители УПРАВИС — организации, созданной для осуществления прав авторов на получение вознаграждения, предусмотренного правом следования — рассказали о своей работе и дальнейших планах.

— Сегодняшний круглый стол — для нас первое мероприятие такого масштаба, на которое мы пригласили профессионалов — юристов, художников, — обратился к присутствующим г-н Вальдес-Мартинес. — Сегодня мы ставим своей задачей не только рассказать о нашей организации, но и выслушать ваши вопросы.

На примере картины французского художника Жана-Франсуа Милле «Анжелюс» докладчик рассказал о зарождении понятия «право следования», утвержденного на законодательном уровне в 1920 году. Для России эта тема — новая, и представителям УПРАВИС еще предстоит кропотливая работа по информированию авторов и организаций-посредников об институте права следования. Г-н Вальдес-Мартинес также отметил, что УПРАВИС, как аккредитованная государством организация по коллективному управлению правами, имеет некоторые преимущества при работе на внутреннем рынке, однако на международном уровне имеет право представлять только тех авторов, которые напрямую предоставили организации полномочия.

По словам первого заместителя директора УПРАВИС Константина Голенкова, деятельность УПРАВИС не распространяется на первичное отчуждение произведения — речь идет только о перепродаже, которая осуществляется при помощи посредников. Своей ближайшей задачей сотрудники организации называют предоставление авторам и потенциальным плательщикам — галереям, аукционным домам, художественным салонам и др. — доступной информации о праве следования. В будущем УПРАВИС планирует развитие региональной сети представителей. На сегодняшний момент организация активно взаимодействует с Министерством культуры РФ и другими российскими организациями по коллективному управлению правами (РАО, РСП, ВОИС), а также налаживает отношения с международными организациями. Среди зарубежных партнеров УПРАВИС — Международная конфедерация обществ авторов и композиторов CISAC, немецкое общество защиты авторских прав в искусстве VG Bild-Kunst, Бельгийское общество авторов, композиторов и издателей SABAM и другие. Соглашения с этими организациями дают УПРАВИС возможность отслеживать продажи произведений на территории иностранных государств.

Алгоритм работы с правообладателями и плательщиками прост, подчеркнул руководитель департамента по работе с правообладателями УПРАВИС Андрей Подгорный. С автором или наследником заключается договор, а его произведения регистрируются в реестре УПРАВИС (название, техника исполнения и прочая информация об объекте).

Представители УПРАВИС отмечают, что вступление в организацию бесплатно для авторов и наследников. Благодаря договору организация получает право отслеживать судьбу произведений и выплачивать авторам законные отчисления не только в России, но и за рубежом. Право следования — непередаваемое и неотчуждаемое. Продав произведение, автор сохраняет право следования, хотя более не имеет отношения к произведению с точки зрения владения собственностью. Ставки авторских отчислений прописаны законодательно. Так, например, если цена перепродажи произведения составляет до 100 тыс. рублей, размер отчислений составляет 5%, по мере увеличения стоимости процент снижается, и устанавливается фиксированная ставка вознаграждения.

Среди объектов, попадающих под защиту УПРАВИС — живопись, скульптура, графика, дизайн, графические рассказы и другие произведения изобразительного искусства, оригиналы авторских рукописей (автографов), литературных и музыкальных произведений. Допускается также защита авторских копий.

Участники круглого стола были приятно удивлены тем, что у художников и других авторов намного больше прав, чем они предполагали ранее. Предложение провести еще один, более масштабный круглый стол в ближайшее время было встречено одобрением всеми участвующими сторонами.