Виртуальное искусство осваивает различные бизнес-модели продажи



Виртуальное искусство осваивает различные бизнес-модели продажи

Произведения искусства, использующие виртуальную реальность (VR), сегодня создают такие известные художники, как Пол Маккарти, Марина Абрамович и Джефф Кунс. а технологические стартапы предлагают новые платформы для их распространения и продажи. При этом виртуальное искусство, как и традиционное, может быть как доступным, так и элитарным.

В конце 2017 года лондонская фирма Acute Art запустила виртуальную галерею с новой работой Олафура Элиассона «Радуга», имитирующей это явление природы. Произведение могут посмотреть те, кто оплатит членство в клубе галереи за $9,99 в месяц или $29,99 в год. Члены клуба используют собственные VR-гарнитуры.

По словам главного технолога Acute Art Дадо Валентича, в ближайшие месяцы на такой же основе будут представлены произведения Абрамович, Кунса, Аниша Капура, Натали Юрберг, Энтони Гормли и Мэта Коллишоу. Некоторые из работ, например, «Радуга» Элиассона, находятся в совместной собственности художников и Acute Art. Сам Элиассон считает, что виртуальное творчество должно быть представлено на разных платформах, но при этом оно должно быть доступным.

Производитель VR-продукции Khora Contemporary предлагает модель, отличную от Acute Art. Копенгагенская фирма заказывает и создает произведения совместно с художниками и их галереями, причем за продажи отвечают последние. Среди работавших по этой схеме художников — Маккарти, Кристиан Леммерц, Эрик Паркер и Юй Хун. Их творчество оценивается в диапазоне от $15 тыс. до $300 тыс. (за произведение Маккарти, которое можно увидеть в Hauser & Wirth и Xavier Hufkens), а производственные расходы составляют от $15 тыс. до $50 тыс.

Рост цен на виртуальное искусство и интерес к нему коллекционеров делает актуальными вопросы авторского права, тем более что над созданием VR-произведений обычно работает сразу несколько специалистов разного профиля. Регистрация авторских прав на код может быть затруднительной и нежелательной для художников. Многие разработчики не спешат обращаться в бюро регистрации авторских прав, поскольку это делает их коды публичной информацией, что по сути равноценно раскрытию профессиональной тайны.

Источник: The Art Newspaper www.theartnewspaper.ru

14.02.2018