На VI Санкт-Петербургском международном культурном форуме обсудили современное искусство



22 Ноября 2017

17 ноября 2017 года в Главном штабе Эрмитажа в рамках VI Санкт-Петербургского международного культурного форума состоялась дискуссия о том, как устроено современное искусство в России и мире. Круглый стол «Современное искусство в меняющемся мире. Китай. Россия. США» собрал российских и зарубежных экспертов .

В дискуссии приняли участие теоретики и практики современного искусства: заведующий отделом новейших течений Государственного Русского музея Александр Боровский; профессор СПбГУ, доктор искусствоведения Татьяна Юрьева; художник Дмитрий Гутов; арт-критик Глеб Ершов и Татьяна Черниговская, профессор СПбГУ, заведующая Лабораторией когнитивных исследований Санкт-Петербургского государственного университета. В числе международных экспертов - художник Михаил Шемякин, который давно живет и работает в США; Флориан Нот, директор музея и художественной галереи, Гонконгский университет; АльфредоБриллембург, архитектор, основатель Urban-ThinkTank, профессор Швейцарской Высшей технической школы Цюриха.

Сфера современного искусства включает в себя разнообразные практики и теории. Современное искусство свободно живет на территории театра и кинематографа, музыки и архитектуры, оно задействует весь спектр технологических и медийных возможностей, не довольствуясь традиционными формами репрезентации. В то же время историческая и политическая подоплека его развития имеет свою специфику. Спектр тем, вопросов и проблем, вынесенных на обсуждение, затронул самые разные сферы современной культуры и искусства: проблемы самоидентификации современного художника, конвертируемость национальных традиций и особенностей, роль искусства в современном мире и его воздействие на общество.

«СПбГУ уделяет большое внимание проекту «Китай. Россия. США», существующему с 2015 года. Мы надеемся на взаимопонимание и расширение границ, - рассказала на открытии дискуссии профессор СПбГУ, доктор искусствоведения Татьяна Юрьева. - Мир сегодня тяжелый, меняющийся, спасти его может только культура. На нас рухнуло много нового, что мы должны освоить очень быстро. Мы должны дать надежду художникам на современное искусство. И должны убрать агрессию из мира. Должны возродить такие понятия как честь, достоинство и совесть. Сегодняшняя наша встреча важна для победы над хаосом, начиная с этой троицы - Китай, Россия, США».

Достаточно пессимистический взгляд на развитие современного искусства выразил заведующий отделом новейших течений Государственного Русского музея Александр Боровский. Для него мир искусства стал гораздо менее интересен в силу победы истеблишмента - некой нормативной позиции в искусстве, которая мешает появлению новых идей и концепций. Кроме того, Боровский дал оценку национальным проектам.

Архитектор Альфредо Бриллембург указал на междисциплинарность современного искусства. Он также выделил новую роль художника, на которого ложится ответственность за интеллектуальную рефлексию. По его словам, мир становится все более сложным: мы не понимаем этот мир до конца, а этот мир не понимает нас. Современный художник – это скиталец и общественный интеллектуал. В каждом своем произведении художник не просто творит, а создает некий комментарий, выражает современное видение мира.

Эту точку зрения поддержал Флориан Нот, для которого современное искусство давно стало политизированным и неразрывно связано с социальными и политическими проблемами в обществе.

Заведующая Лабораторией когнитивных исследований СПбГУ Татьяна Черниговская указала на серьезную опасность, связанную с развитием современных технологий. Единственное спасение от угроз современному миру она видит в искусстве.

Источник