Блокчейн и арт-рынок: что могут дать миру искусства новые технологии?



27 Апреля 2018

Как новые сервисы, платформы и криптоаукционы могут трансформировать арт-среду

Простыми словами блокчейн — это база данных, хранящаяся одновременно на множестве компьютеров в сети. Изменить или удалить информацию из блокчейна невозможно, так как для этого потребовался бы доступ ко всем компьютерам одновременно.

Сегодня технология активно используется для создания криптовалют и операций с ними. Но все больший интерес в арт-среде вызывает возможность применения блокчейна для хранения информации об авторских правах и провенансе произведений искусства.

Ascribe

Платформа, рассчитанная в первую очередь на цифровое искусство. Автор может загрузить свое произведение на сайт ascribe.io, информация об этом автоматически попадает в блокчейн.

Как заверяют авторы проекта, блокчейн не решает всех проблем, существующих в мире искусства. Но эту технологию можно использовать для доказательства авторства – с его помощью можно подтвердить, что вы имели доступ к какому-либо файлу в определенный момент времени.

Система не предусматривает проведения полноценных сделок по купле-продаже произведений, но позволяет создавать простые контракты, с помощью которых автор получает возможность предоставить кому-либо право на просмотр/показ своей работы в течение определенного срока и даже уступить право собственности.

Artex

Проект владельца журнала и сайта «Российское фото» Владимира Повшенко, основателя фотосайта 35photo.ru Валерия Кочергина и криптоинвестора Евгения Галиахметова.

Artex построен на блокчейне Ethereum, одно из преимуществ которого — возможность создания «умных контрактов» (smart contracts): в базу данных можно вписывать не только информацию о работе, но и контракты любой степени сложности, они выполняются автоматически при определенных условиях, например, при наступлении некой даты или достижении определенной цены на онлайн-аукционе.

При этом возможность купли-продажи работы встроена в систему. Все транзакции выполняются в криптовалюте, и поэтому автоматически фиксируются в блокчейне. Продавец и покупатель могут оставаться анонимными: в систему попадают лишь номера их электронных кошельков.

Цель проекта — повысить прозрачность рынка. Участники системы благодаря блокчейну видят достоверную историю продаж произведения, оценки критиков, информацию об экспонировании работы на выставках и могут оценить – стоит ли вкладывать средства.

Хотя, по словам авторов, в системе пока есть пробел – ничто не мешает продавцу завести несколько электронных кошельков и имитировать успешную историю продаж. На данном этапе развития технологий эта проблема не решается, но при знакомстве с историей произведения стоит обращать внимание на информацию, которую невозможно подделать – отзывы критиков, участие в выставках и проч.

Ico4art

Еще одна российская площадка, которая планирует работать и с цифровым, и с традиционным искусством, проект компании Art Collecting.

Сделки на Ico4art абсолютно безопасны благодаря возможности использования «умных контрактов». В декабре 2017 года на площадке прошел первый криптоаукцион, на котором удалось привлечь и криптоинвесторов, и обычных коллекционеров, которые расплачиваются в рублях.

Привлечение нового слоя покупателей – криптоинвесторов – для ico4art, как и для Artex, — одна из главных задач. Это абсолютно новая категория людей, с которой важно и нужно уметь работать, считают основатели проекта.

При этом компания Art Collecting не принимает платежи в криптовалютах — работу с ними обеспечивает сторонняя организация, которая зарегистрирована за рубежом. Художники получают оплату в рублях.

Компания Codex

Калифорнийская компания, которая планирует создать децентрализованный реестр произведений искусства на вторичном арт-рынке.

Коллекционер сможет доказать, что, например, его полотно Джексона Поллока — то самое полотно, которое ранее было куплено на торгах респектабельного аукционного дома, даже если по пути к нему произведение успело побывать в собственности еще нескольких коллекционеров.

При этом представители Codex считают, что установление связей с аукционами — лучший способ быстро наполнить реестр и привлечь пользователей, поэтому договорились о сотрудничестве с объединением 5 тыс. аукционных домов, продающих лоты через Liveauctioneers.com и на индивидуальных онлайн-платформах от Auction Mobility. Они начнут внедрять разработанное компанией Codex приложение Biddable, которое обеспечивает доступ к провенансу и позволяет зарегистрированным покупателям делать мгновенные конфиденциальные ставки в криптовалюте.

Что дальше?

Эксперты сходятся во мнении, что в теории с помощью блокчейна можно будет покупать долю в произведении искусства, проведя его токенизацию. (Токен — финансовый инструмент, обычно имеющий ограниченный тираж. Выпуск токенов (ICO) в мире блокчейн-технологий часто используется для сбора средств на новые проекты.)

Но в мире пока не существует ни одной юрисдикции, в которой токен подтверждал бы право на владение имуществом, таким образом, его покупка юридически ничего не дает. Правда законы, связанные с блокчейном, токенами и «умными контрактами», уже разрабатывают Швецария, Сингапур и Южная Корея. И участники рынка ждут с нетерпением, когда необходимая законодательная база будет создана.

«Вот если бы можно было купить акции "Моны Лизы“, ну или другого шедевра, ведь их много... Снимать ее со стены для этого не нужно – ведь, покупая акции “Газпрома", никто не требует выкапывать трубы, – мечтает основатель домена .art Ульви Касимов. – Люди сейчас покупают не предмет, а экспириенс. Яркий пример – аудиогиды. Музеи смогут торговать контентом, как-то связанным с экспонатами. С помощью цифровых меток и цифровых мест – маркетплейсов – это можно будет сделать быстро и дешево. Подойдя к картине, можно будет купить аудиогид или файл, чтобы дома распечатать постер или 3D-копию предмета».

В России пока стоит ожидать лишь признания данных блокчейна в качестве доказательства авторства.

«Росреестр хотят потихоньку начать переводить на блокчейн, – рассказывает один из авторов проекта Artex Владимир Повшенко. – В качестве тестового региона выбрана Чечня. Мы сейчас тоже ведем с ними общение на тему того, чтобы авторские права, например, на фотографии человек тоже мог записать в блокчейне и чтобы суд потом, через какое-то время, принимал их как доказательство».

Контроль за тиражами работ – задача, разрешимая с помощью блокчейна, но для этого нужна добрая воля всех участников рынка. «Мы предлагаем, чтобы автор указывал в блокчейне тираж работы и требования к печати (например, «не печатать на холсте» или «не делать пластификацию»), а покупатель мог приобрести токен, дающий право на печать фотографии, и обратиться в сертифицированную нами лабораторию, где ему распечатают работу в соответствии с этими требованиями. Информация о каждой напечатанной копии будет отображаться в блокчейне. У самого покупателя не будет доступа к файлу с фотографией, только у лаборатории», – объясняют авторы проекта Artex.

Однако от ситуации, когда тираж нарушает сам автор, например, повторно зарегистрировав работу в блокчейне под другим названием, это не спасает. Тем не менее у коллекционера будет подтверждение, что это произведение уже продавалось раньше с другим тиражом, что послужит весомым доказательством в суде.

Пока программисты «допиливают» софт, а юристы шлифуют формулировки законов, художники уже пытаются творить искусство с помощью блокчейн-технологий. Ирландский фотограф Кевин Эйбош создал произведение под названием IAMA Coin. Работа существует в двух вариантах: виртуальном, в виде токена на платформе Ethereum (тираж 10 млн экземпляров), и физическом – длинный ряд цифр, представляющий собой адрес токена в блокчейне (contract address), напечатанный на бумаге собственной кровью автора (тираж 100 экземпляров). Оправдает ли новая технология разразившийся по ее поводу взрыв энтузиазма? Вопрос пока открыт.

Источник