В Тейт открылась самая большая за последние десятилетия ретроспектива Уильяма Блейка



5 Ноября 2019

Британская галерея Тейт представила самую крупную за последние десятилетия ретроспективу английского художника Уильяма Блейка (1757–1827).

В частности, выставка знакомит зрителей с одним из любимых персонажей Блейка – Альбионом, «мифическим великаном», от имени которого происходит древнее название Британии, – и возвращает к злободневному вопросу: что значит быть британцем? Экспозицию открывает картина «Альбион восстал» (1793), отсылающая к «Витрувианскому человеку» Леонардо да Винчи, где художник изобразил Альбиона как непобедимого героя, борца за свободу.

В значительной степени на творчество Блейка также повлияли идеалы Французской революции. Он работал гравером у издателя Джозефа Джонсона, в доме которого собирались выдающиеся мыслители того времени, в том числе философ и публицист Томас Пейн и феминистка Мэри Уолстонкрафт, автор эссе «В защиту прав женщин». Эта интеллектуальная атмосфера в немалой степени повлияла на визионерские сюжеты и образы английского живописца, вдохновившие потом не одно поколение художников и писателей.

В Тейт Бритен собрали более 300 картин, акварелей и гравюр Блейка, включая редко выставляющиеся, которые знакомят с невоплощенными замыслами художника, такими как, например, сильно поврежденная темпера «Дух Нельсона, направляющий Левиафана» (около 1805–1809), где художник символически изобразил адмирала Горацио Нельсона и ветхозаветное морское чудовище как символ войны. Он надеялся воспроизвести картину в монументальном формате фрески, но, увы, странные, фантастические видения Блейка, которого современники считали человеком не от мира сего, при его жизни не встретили понимания. Зато теперь на выставке «Дух Нельсона» спроецирован в увеличенном масштабе на стену одного из залов.

На выставке представлена и реконструкция единственной прижизненной выставки Блейка, устроенной им в 1809 году в галантерейной лавке брата. Критика тогда встретила ее враждебно, и автору не удалось продать ни одной работы. Сегодня трудно в это поверить, особенно если вспомнить, что в 2002 году, согласно опросу BBC, Уильям Блейк занял почетное 38-е место среди 100 величайших британцев всех времен.

Источник новости