УПРАВИС и CISAC рассказали о праве следования представителям галерей и аукционных домов



26 Октября 2015 УПРАВИС и CISAC рассказали о праве следования представителям галерей и аукционных домов

Круглый стол «Международный опыт реализации права следования» прошел в рамках 39-го Российского антикварного салона в пресс-центре Центрального Дома Художника 22 октября 2015 года. В мероприятии приняли участие представители Международной Конфедерации обществ авторов и композиторов – CISAC (Франция), ADAGP (Франция), DACS (Великобритания) и УПРАВИС (Россия).

В приветственной речи президент Международной конфедерации антикваров и арт-дилеров Василий Бычков, выступая от лица участников арт-индустрии, отметил, что антиквары как никто другой понимают важность авторских отчислений при продаже произведений искусства. Он выразил надежду, что проводимый семинар не только будет носить ознакомительный характер, но и положит начало профессиональной дискуссии и совместной работе организации по управлению правами художников и продавцов произведений искусства в России.

Директор Европейского бюро CISAC Митко Чаталбашев (Mitko Chatalbashev) обратил внимание присутствующих на то, что Конфедерация защищает права авторов в разных творческих областях: в сфере музыки, кино и изобразительного искусства. Он также указал на необходимость принятия специального международного акта, который регулировал бы право следования во всех странах-участниках Бернской конвенции. В настоящий момент это право закреплено в законодательстве более 80 стран, включая Россию. Однако, как подчеркнул г-н Чаталбашев, в силу различных причин право следования на территории Российской Федерации не находит надлежащего применения. При этом он выразил уверенность в том, что существующая нормативная база в России позволяет в полной мере охранять право авторов на получение вознаграждения за вторую и последующие продажи предусмотренных законом объектов.

Заместитель директора УПРАВИС Константин Голенков указал, что текущий круглый стол – это первый опыт организации в проведении международного мероприятия подобного формата. Он выразил надежду, что информация, предоставленная участниками круглого стола, будет полезна для всех присутствующих. В качестве основной цели деятельности УПРАВИС г-н Голенков выделил обеспечение вознаграждения для авторов при перепродаже их произведений.

— Хотелось бы, чтобы и в России авторы начали получать вознаграждение, причитающееся им в соответствии с законодательством, — заявил докладчик. — Ведь от того, как мы относимся к людям творческой профессии сегодня, будет зависеть будущее культуры.

Директор департамента международных связей УПРАВИС Эрик Вальдес-Мартинес кратко рассказал о появлении института права следования во Франции в 20-х годах ХХ века, которое связывают с продажей картины «Анжелюс» (L’Angélus) французского художника Жана-Франсуа Милле. Докладчик пояснил, что объектом права следования является оригинал произведения изобразительного искусства, копии с автографом создателя, выпускаемые в ограниченном количестве, а также оригиналы рукописей. Право следования является непередаваемым и неотчуждаемым: бенефициаром может стать лишь автор произведения, либо — после смерти автора — его наследники. Деятельность УПРАВИС не распространяется на первичное отчуждение произведения — художник получает вознаграждение со второй и последующих продаж.

Важным аспектом деятельности УПРАВИС является сотрудничество с зарубежными партнерами; на сегодняшний день уже заключено несколько международных договоров. УПРАВИС также является ассоциированным членом CISAC.

Директор французского Общества авторов произведений графического и изобразительного искусства ADAGP Мари-Анн Ферри-Фолл (Marie-Anne Ferry-Fall) поблагодарила УПРАВИС за приглашение на круглый стол и рассказала о деятельности своей организации — общества по коллективному управлению правами, созданного в 1953 году. По словам Мари-Анн Ферри-Фолл, ADAGP создано «авторами для авторов» и защищает права художников по всему миру. На сегодняшний день членами организации являются 11 тыс. авторов. ADAGP работает с художниками (в том числе уличными), скульпторами, фотографами, дизайнерами, архитекторами и авторами комиксов, а также активно взаимодействует с участниками арт-рынка.

Завершился круглый стол выступлением Кристиана Циммермана (Christian Zimmermann), заместителя директора Общества авторских прав дизайнеров и художников DACS — британской некоммерческой организации, также занимающейся коллективным управлением правами художников. За основу действующего в Великобритании закона о праве следования взята директива ЕС (Директива 2001/84/EC «О праве следования в пользу авторов оригинальных произведений искусства» от 27 сентября 2001 г.). Согласно закону, для того чтобы художник мог получить полагающиеся отчисления, его работа должна быть продана на рынке профессиональных участников. Минимальный размер выплат составляет 4 тыс. евро, что является существенным плюсом для молодых авторов. Максимальный размер — 12,5 тыс. евро (речь идет о произведениях стоимостью 2 млн. евро и выше). В настоящий момент в базе данных DACS зарегистрировано 40 тыс. художников, уже получивших вознаграждение. Организация собирает данные о проданных работах и выплачивает вознаграждение авторам в течение 90 дней с момента продажи. 15% от собранного вознаграждения DACS удерживает для покрытия административных расходов. По данным организации, в период с 2011 по 2014 г. художникам было выплачено 500 тыс. фунтов, и сумма продолжает расти, как и количество продаваемых произведений (так, в 2014 году было продано 10 тыс. работ). Кристиан Циммерман уверен, что реализация права следования содействует успешной работе рынка – сегодня Великобритания переживает исторический пик продаж произведений современного искусства.

— При должной реализации закона (в том числе и в России) художники получают стимул творить и продавать свои работы. Это должно способствовать развитию российского искусства, — заявил докладчик. — В то же время художники смогут отслеживать свои работы на вторичных рынках, что поможет бороться с подделками. Кроме того, так российские художники смогут получать авторские отчисления от продаж своих работ за рубежом.

В заключение Эрик Вальдес-Мартинес поблагодарил гостей из CISAC, а также Франции и Англии, чьи выступления «наглядно показали, что право следования существует за рубежом и успешно работает».

— Думаю, что здесь, в России, нам предстоит многое сделать, чтобы приблизиться к таким результатам, — подытожил он.

Организаторы: www.cisac.org, www.upravis.ru